НАУКА О МУЗЫКЕ

НАУКА О МУЗЫКЕ
Музыка сделалась предметом серьезного научного изучения гораздо позже других искусств; даже и теперь приходится еще бороться ей за равноправность со своими сестрами в официальных рассадниках науки, как это видно из сравнительно малого числа ординарных университетских кафедр по музыке (в России таковых вовсе не имеется). Никто, конечно, не станет требовать, чтобы в университетах учили композиции; для этого имеются консерватории (См.), хотя и из числа последних лишь немногие являются государственными учреждениями в подобной же мере, как академии художеств (Русские консерватории – учреждения, в сущности, частные; См. Общества музык. в России). На музыку в данном случае смотрят – и, пожалуй, не без основания – как на поэзию: где можно найти теперь "школу поэтов", содержимую государством? Государство сознает за то, что оно обязано ввести в круг юношеского образования выработку способности воспринимать и ценить те высокие духовные блага, источниками коих являются произведения великих мастеров поэзии, живописи, архитектуры и скульптуры. Для этого правительствами отпускаются немалые средства. Стоит только вспомнить о музеях, в которых памятники древних изобразительных искусств не только хранятся, но реставрируются, переснимаются и всячески делаются доступными для народа. На суммах, отпускаемых на раскопки, можно в данном случае и не останавливаться, ибо рядом с задачами искусства раскопки эти преследуют и задачи общеисторич. науки. За то тем уместнее указать здесь на университетские кафедры по истории искусств и эстетике. Разве музыка не должна входить в компетенцию последних на равных правах с архитектурой, скульптурой, живописью и поэзией? Правда, музыка позднее других искусств достигла полного обладания своими художественными средствами, чем и можно объяснить то, что научное изучение ее было так долго в загоне. Но теперь нельзя ставить изучение Палестрины или Бетховена ниже изучения Данте или Гете; все они являются объектами, достойными одинаково-серьезного научного исследования. В последнее время особенно ясно обнаружилась общность интересов между наукой о музыке и науками, смежными с музыкой. Достаточно вспомнить о метрике речи, изучение которой все более отклоняется в сторону музыкального фарватера, и о музык. психологии (Tonpsychologie). История литературы давно уже пришла в соприкосновение с историей музыки, и чтобы ориентироваться в этой соседней области, представителям ее приходится или самим заняться последнею или же призвать на помощь музыкальных исследователей. Само собой разумеется, что для того, чтобы говорить о чисто-музыкальных предметах; необходимо иметь не только музыкальное образование, но и известные музыкальные способности. Из попыток ввести в более определенные границы широкую область науки о м. нужно указать на следующие: 1) Короткое, но очень определенное введение Ф. Кризандера к 1-му тому (1863) "Jahrbücher für misikal. Wissenschaft" (к н-е о м-е отнесены здесь история м-и, акустика, музык. эстетика). – 2) Статья Г. Адлера в "Vierteljahrsschrift f. Mus.-Wissen. (1885): "Umfang, Methode und Ziele der Musikwissenschaft". Здесь идет речь об изучении и "определении" музык. произведений со стороны эпохи, форм и пр., точно также, как это делается по отношению к какому-нибудь памятнику изобразительного искусства (I. Изучение историческое: А. Нотное письмо. В. Музык. форма. С. Теория композиции. D. Инструменты. Вспомогательные науки: палеография, хронология, дипломатика, история литературы, история литургии, биография. II. Изучение систематическое: А. Спекулятивная теория [гармоника, ритмика, метрика], В. Эстетика. С. Педагогика (гармония, контрапункт, композиция, инструментовка, методика). D. Музыкальная этнография. Вспомогательные науки: акустика, математика, физиология, психология, логика, грамматика, педагогика, эстетика). – 3) Статья Адлера-жа в "Jahrb. Peters" 1898 "Musik und Musikwissenschaft". – 4) Статья Г. Римана в Hesse's MusikKalender на 1902 "Die Aufgaben der Musikphilologie"; Риман смотрит на. музыку, как на язык, и науку о м. относит таким образом к числу наук филологических.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "НАУКА О МУЗЫКЕ" в других словарях:

  • Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Шведская литература и наука — Историю литературы принято подразделять на 8 эпох: 1) эпоху язычества, 2) эпоху католицизма, 3) эпоху реформации, 4) эпоху великодержавия, 5) эпоху свободы, 6) эпоху Густава, 7) эпоху нового государственного строя и 8) новейшую эпоху. Первая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Открытая модель в музыке — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучш …   Википедия

  • Гармоника (наука) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармоника. Гармоника (др. греч. ἁρμονική <подразумевается ἐπιστήμη или πραγματεία>, лат. harmonica) в античности, в Средние века и в …   Википедия

  • Музыковедение —         наука, изучающая музыку как особую форму художеств. освоения мира в её конкретной социально историч. обусловленности, отношении к др. видам художеств. деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфич.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыковедение —         наука о музыке, одна из областей искусствознания (См. Искусствознание). Марксистско ленинское учение даёт прочную базу для построения подлинно научного М., изучающего закономерности, явления и процессы развития музыкального искусства в их …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • Русская музыка —         Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Федеративная Республика Германии —         ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).          I. Общие сведения          ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… …   Большая советская энциклопедия

  • Брюсова, Надежда Яковлевна — (р. 1881) деятельница в области музыкальной науки и педагогики. Профессор московской консерватории, деятельная сотрудница Наркомпроса по художественному образованию. Основное направление ее научной работы стремление связать теоретико… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»